Home Статьи Рога, копыта и вы: мифология тауренов в новом каноне
Рога, копыта и вы: мифология тауренов в новом каноне

Рога, копыта и вы: мифология тауренов в новом каноне

368
3

Древние свитки в Громовом Утёсе успели стать древними и в переносном смысле: с момента их появления в «ванилле» канон перетрясли не один раз, включая масштабные изменения в «Хрониках». Сегодня мы пытаемся разобраться, что в этих легендах можно считать близким к реальности и о чём вообще хотят рассказать нам эти рогатые господа.

Для обложки статьи использован арт Peter Lee

Фан-арт от Tony Sart. Кажется, последнее благовоние явно было лишним. О, великие духи…

Что такое «древние свитки в Громовом Утёсе»? Вы наверняка видели их, если любите зависать в этой столице в ожидании очереди в подземелье; если же нет – речь идёт о пяти свитках, висящих в палатке на Вершине Старейшин и в иносказательной, аллегорической форме рассказывающих легенды о происхождении мира, тауренов, их божеств и некоторых событиях. Долгое время они были едва ли не единственным источником скудной информации о том, как антропоморфные быки могли появиться в Азероте, и о многом другом, да и то однозначной трактовки этих мифов никогда не существовало; больше того, когда свитки появились в игре, каноничной считалась, к примеру, возможность существования троллей ещё до обнаружения Азерота Титанами (то есть по сути в эпоху Тёмной Империи; сейчас это уже не так). Одним словом, ниже интересно будет не только собрать воедино возможные истолкования легенд тауренов, но и посмотреть, что из них вообще можно считать каноничным с опорой на информацию из «Хроник» и других новых источников.

Так, «Рассветные туманы» повествуют о создании мира и тауренов таинственной Матерью-Землёй. Сложно сказать, являются ли туманы просто метафорой, однако если сопоставить рассказ с актуальным каноном, речь может идти, скорее всего, об упорядочивании Азерота Хранителями Титанов, поскольку в качестве результата этих событий указывается появление цветущего и спокойного мира, а не владений элементалей или Древних Богов; другое дело, что древние таурены, возможно, считали сотворением мира именно упорядочивание планеты, вскоре после которого появились и их предки – недаром в свитках говорится об «Эпохе Памяти», то есть о том, что было до этого, они могли просто не знать. Главными же вопросами здесь остаются следующие: кем, во-первых, являются Мать-Земля и её глаза – Ан’ше и Му’ша, и, во-вторых, откуда, собственно, произошли таурены, точнее, их предки-яунголы. Что касается Матери-Земли, то её личность остаётся самой загадочной, в том числе потому, что мы толком нигде не наблюдем непосредственного проявления её сил (в отличие, к примеру, от Элуны). Отсюда может следовать предположение, что она не имеет конкретной инкарнации, но является просто воплощением земли и природы, почитаемых тауренами. С другой стороны, и претенденток на роль Матери-Земли тоже было немало: это и Мать-Скала Теразан (которая, однако, не была опознана ни одним тауреном, обладает немного более сварливым характером, чем мягкая и добрая Мать-Земля, и главное – имеет другой титул как в оригинале, так и в русскоязычной версии – Мать-Скала (Stonemother), а не Мать-Земля (Earth Mother)) либо другой элементаль (случай с Терадрас и возникновением Пустошей показал сомнительность такого подхода), и Эонар либо вообще весь Пантеон Титанов (которые в новом каноне вообще лично не появлялись на Азероте, а их наместники-Хранители явно не дотягивают по силе до тауренского божества, хотя Фрейя до печальных событий в Ульдуаре часто странствовала по миру, наблюдая за живыми существами). В свете же информации из «Хроник» лично автору данного текста более близкой к истине кажется идея о Матери-Земле, на самом деле являющейся дремлющей душой мира.

Ох, уж эта молодёжь! Совсем читать перестала, им бы только «эпики» да «локалки» фармить… Искомая литература свисает с деревянного каркаса

Мы знаем, что часть яунголов стала тауренами под влиянием энергии Источника Вечности, а в это же время ночные эльфы использовали его, узнавая слова из языка служителей Титанов; такой подход может объяснить, почему таурены считают Мать-Землю своим создателем, в то время как в Пандарии их предки-яунголы, возможно, вообще не поклоняются ей, большее внимания уделяя стихии Огня. Можно даже предположить, что созданием мира таурены считают период после возвращения их предков из Пандарии, но проблемой здесь является упоминание в свитках Кенария, которого древние яунголы знали ещё до своего первого переселения на юг. Более того, ассоциация Матери-Земли с душой Азерот также подчёркивает их ограниченную возможность непосредственно вмешиваться в происходящее в мире (в отличие от Элуны, которая нередко прямо и активно отвечает своим последователям, иногда совершая иначе невозможные вещи). Впрочем, каких-то твёрдых оснований для предпочтения одной гипотезы другим на данный момент нет, и догадки остаются догадками. То же можно сказать и о происхождении первых яунголов – хотя «Хроники» и подразумевают, что большинство коренных обитателей планеты появились в анклавах Фрейи, точная древняя история таких играбельных рас, как таурены и тролли, опущена, скорее всего, намеренно. Тролли упомянуты здесь неслучайно, благо ещё с релиза Cataclysm циркулирует теория их возможного происхождения от элементалей подобно протодраконам: добавленные в этом дополнении модели воздушных «джиннов» обладают незаметным на первый взгляд портретным сходством с клыкастыми товарищами. Другое дело, что перенести подобные соображения по аналогии на тауренов проблематично: с одной стороны, похожих внешне элементалей обнаружено ещё не было, с другой – в отличие от троллей, сходство тауренов с определёнными представителями животного мира слишком очевидно. Поэтому не склоняться здесь к идее об общем для зооморфных народов происхождении от Диких Богов вряд ли получится: более того, изменённая в «Хрониках» история лишь подчёркивает сходство яунголов с Чёрным Быком Нюцзао, живущим неподалёку от их земель. Быть может, именно переселение их прародителя на юг, в Пандарию в числе прочего заставило древних яунголов отправиться следом за ним, оставив Кенария и бескрайние, но занимаемые троллями поля древнего Калимдора.

Уши, нос, три пальца на руках… Таз’динго? Или всё-таки…

«Скорбь Матери-Земли» повествует о тёмном шёпоте из глубоких недр, которому поддались некоторые таурены, став более мрачными и воинственными, что привело Мать-Землю в глубокую печаль, заставив её оставить свои глаза на небосводе, где они с тех пор пытаются догнать друг друга. Очевидно, «тёмный шёпот», скорее всего, отсылает к Древним Богам, однако больше ни в каких источниках не упоминается о подобном помрачении тауренов в тот или иной исторический период. Возможно, речь может идти о временной активизации тёмных сил (к примеру, во время войны троллей с акирами), но в точности ничего утверждать нельзя. Вопрос об Ан’ше и Му’ше намного сложнее, но можно сказать, что у нас нет оснований утверждать, что небесные тела могли создаваться кем-либо в каком-либо виде (кроме, конечно, подозрительного случая с созвездием Изеры, где снова фигурирует Элуна), поэтому данный рассказ напоминает скорее аллегоричный миф, чем свидетельство действительных событий. О личности же этих созданий тоже можно говорить много, особенно это касается, конечно Му’ши-Элуны – поскольку в каноне всё так же ничто не противоречит тому, что это одно и то же существо в представлениях двух народов. Ночные эльфы считали, что Элуна дремлет в глубине Источника Вечности, Велен связывал её с наару, а Эонар герои Азерота обнаружили на планете Элунария. И таурены, и ночные эльфы одинаково считают её матерью Кенария, и в совокупности, таким образом, Му’ша наделяется чертами Титана, наару и даже Дикого Бога; кроме того, она определённого является очень могущественной, разработчики даже называют её «истинным божеством Азерота», Кадгар предполагал, что она могла когда-то давно создать наару, и даже Ксал’атат с неприязнью называет её «богиней-выскочкой». Как бы там ни было, если Мать-Земля обычно ассоциируется с чем-то в глубине Азерота, то Элуна обычно всё-таки действует извне (вряд ли она буквально является луной, но, очевидно, любит появляться в качестве проявления этого светила), поэтому их непосредственная связь (некоторые считают Му’шу душой мира или чем-то вроде её аватары) не является чем-то обязательным. Скорее так: поскольку Элуна, скорее всего, состоит в дружественных отношениях с Титанами, она явно хочет защитить Азерот и, возможно, даже может вступать в контакт с дремлющей душой. Сама же богиня явно обладает огромной силой, возможно, даже превосходящей самих Титанов и может являться хоть Повелителем Света (аналогом Владык Бездны), хоть какой-то ещё неизвестной сущностью. В любом случае, здесь мы не можем с точностью утверждать о наличии между двумя божествами прямой генетической связи, как об это повествуют таурены. С другой стороны, Ан’ше по понятным причинам не фигурирует у ночных эльфов, но у шу’хало является ещё одним, не менее значимым, божеством (а ещё существуют упоминания Отца-Неба (Sky Father), ещё не выведенного из канона, но о котором ничего неизвестно). О брате Му’ши мы знаем намного меньше, эта сущность ассоциируется с Солнцем и служит для тауренов воплощением магии Света и, возможно, некоторых сил природы («солнечные» заклинания друидов наносят урон от сил природы). Здесь интересную деталь мы можем почерпнуть из описания легендарного кольца «Окаменевшая слеза Элуны», где последняя называется уже не единственным (как раньше), но только одним из немногих истинных божеств Азерота. Поэтому теоретически ничто не мешает Ан’ше быть другим таким существом, хотя с равным успехом он может быть просто метафорой либо кем-то менее могущественным по сравнению с Му’шей, будь то изначальный или обычный наару (наподобие тех, что являлись во снах первым людям-служителям Света) – недаром игромеханических тауренов-жрецов называют провидцами, а наару часто связывают со способностью предвидеть будущее – либо Дикий Бог или кто-то ещё (ведь Ан’ше точно так же вряд ли напрямую связан с Солнцем). Можно даже предложить гипотезу, что Ан’ше и Му’ша – одно и то же лицо, поскольку оба явно связаны с силами Света и природы. В любом случае, при текущем количестве информации ничего в точности определить опять же нельзя.

Картинки по запросу ysera death
Му’ша-Элуна появляется и превращает Изеру в… скопление далёких звёзд? Что это за магия, Мать-Луна?!

Третий и четвёртый свитки рассказывают о появлении Кенария, его знакомстве с тауренами и появлении среди них первых друидов. История рождения Дикого Бога от Малорна (у тауренов Апа’ро) и Элуны (Му’ши) в целом совпадает с трактовкой ночных эльфов; с другой стороны, хотя является окончательно подтверждённым, что первым друидом стал Малфурион, у тауренов может быть иной взгляд на вещи; в любом случае, это не противоречит существованию тауренов-друидов много тысяч лет назад, хотя впоследствии их традиции оказались надолго утерянными. Настоящие сложности возникают с другим, а именно с хронологией, которая в Warcraft нередко оказывается белым пятном на карте истории: если сопоставлять мифы с «Хрониками», логично предположить, что появление Кенария и его знакомство с предками тауренов (яунголами) произошло ещё до их миграции на юг, которую по косвенным признакам можно отнести к периоду от 15 000 до 12 000 лет до открытия Тёмного Портала; около последней даты империя могу пала, и часть яунголов вернулась на север, впоследствии став тауренами и таунка; обучение их друидизму упоминается только в этот период после воссоединения с Кенарием, то есть это где-то от 12 000 до 10 000 лет до ОТП. Наоборот, точная дата становления Малфуриона друидом неизвестна и в «Хрониках» отнесена уже к разделу о Войне Древних, соответственно, всё это произошло в течение этих двух тысячелетий. Таким образом, единственным способом хоть как-то вписать в канон это место из легенд тауренов – принять, что рогатые хроникёры просто не упоминают о переселении яунголов на юг, их злоключениях там и последующем возвращении, либо просто не считать каноничными детали и воспринимать историю в общем, памятуя о том, что прошло очень много веков, в течение которых письменная история могла вестись в весьма ограниченных масштабах (к примеру, первый том прямо указывает, что под властью могу яунголы забыли многие свои устные предания, не говоря о невозможности вести записи). Не стоит также забывать, что могу подвергали яунголов экспериментам по изменению плоти, так что даже тот народ, что живёт сейчас в Пандарии, может сильно отличаться от тех, кто появился много тысячелетий назад!

theradras
Принцесса Терадрас породила кентавров, заставив тауренов бросить насиженные места из-за новых врагов… Хотя, честно говоря, кто бы не стал кочевником, лишь бы убежать подальше от такой красоты?

Наконец, ещё больше о тауренском летописании может свидетельствовать последнее сказание «Ненависть Кентавра», посвящённое, собственно, началу кровавого противостояние между этими народами. И здесь «Хроники» вносят свои коррективы: оказывается, дети Зейтара и Терадрас появились на свет «всего лишь» за 1100 лет до Тёмного Портала, то есть промежуток между этими и другими описанными событиями просто огромен (порядка ста веков)! Это же время таурены называют началом Эпохи Памяти, когда землю покинули рассветные туманы; всё это выглядит довольно сомнительно в свете нового канона, поскольку в нём к этому времени мир уже успел неоднократно пострадать от масштабных потрясений и после Раскола даже близко не напоминал самого себя после упорядочивания. Здесь же снова упоминается о шёпоте из глубин земли, который, однако, уже не мог сломить шу’хало, и о забвении друидизма после прекращения контактов с Кенарием.

Можно ли, таким образом, говорить о полной неканоничности тауренских мифов? Едва ли. Во-первых, как мы увидели, не так многое в них прямо противоречит канону, а на многие затрагиваемые вопросы и в этом самом каноне пока не дано чётких ответов; некоторые события (вроде шёпота тёмных сил) просто нигде больше не упоминаются, что не гарантирует того, что их вообще не было. Что-то можно без потерь вписать в повествование, посчитав упущенным хроникёрами (это всего лишь пять свитков устных преданий, а не большой тауренский архив). Второе, и более важное – это миф. В котором события могут раскрываться в иносказательной и аллегорической манере, который может значительно меняться за столетия передачи из уст в уста и так далее. Не всё здесь может излагаться так, как произошло на самом деле (для этого есть те же «Хроники»), но ценность мифа в том, что он отражает образ мышления народа, поясняет его традиции и верования и даже лежит в основе исторических событий и поступков конкретных персонажей. Му.

Автор публикации

не в сети 3 дня

Frozen Hoof

0
Му. Ну что, полегчало?
Комментарии: 2Публикации: 2Регистрация: 26-07-2018
Заметки:

Comment(3)

  1. Простите мне мой, возможно, некомпетентный комментарий; я, к сожалению, не читал Хроник, и они могли изменить какие-то вещи, которые я знаю из других источников. Касательно части статьи о Малфурионе — первом друиде и якобы временной нестыковкой: разве Война Древних была не 10 000 лет назад? Потому что Иллидан просидел в темнице ровно этот промежуток времени..
    Если так, то Малфурион вполне мог быть первым друидом, а затем, что сходится с вашими оценками, чуть менее 10000 лет назад друидизму начали обучаться и таурены.

    1. Противоречий тут нет, я просто пытался выйти на примерную дату появления первого друида (как указано в тексте, это промежуток от 12 до 10 тысяч лет до ОТП). Бытность Малфуриона первым друидом нигде не оспаривается и точно подтверждена, о возможных несостыковках с новым каноном я говорил только в контексте тауренских легенд, где о миграциях яунголов ничего не говорится.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *