Главная Статьи Обзоры Каникулы в дурдоме! Psychonauts прекрасна даже спустя 16 лет

Каникулы в дурдоме! Psychonauts прекрасна даже спустя 16 лет

  • 2
  • 659
  • 0
19.04.2021

Знаете ли вы, что такое безумие? И нет, речь идёт вовсе не о монологе одного всем известного негодяя, а о настоящем, концентрированном безумии, засевшем глубоко в человеческом сознании и “вытянутом” на всеобщее обозрение в далёком 2005 году многострадальной студией Double Fine Productions. Целых 16 лет назад – 19 апреля 2005 года – свет увидела Psychonauts – один из лучших платформеров за всю историю данного жанра.

Специально к своеобразному “дню рождения” легендарной игры, команда xDlate и ваш покорный слуга в частности подготовили материал, целью которого является “проверка на прочность” культовой истории о пси-агентах, детском лагере и охоте за мозгами. А что из этого вышло – узнаете в данной статье.

Коллекция скелетов в шкафу

Говоря откровенно, Psychonauts – далеко не детская игра. Под причудливым и “дружелюбным” визуальным стилем кроется множество действительно взрослых тем: детские психологические травмы, психические отклонения и проблемы с ментальным здоровьем у общества, шаткость человеческого сознания… и всё остальное в этом же духе.

Что в те далёкие годы, что сейчас – Psychonauts способна удивить своим необычным подходом к уровням. Вместо вполне обыденного набора локаций по типу канализации, старого замка и т.д. тут каждый новый уровень представляет собой “внутренний мир” пациента. В голову к этому пациенту решил наведаться Разпутин – 10-летний мальчишка, который чисто случайно оказался втянут в заговор далеко не детских масштабов. И это самое “подсознание“, которое нам предстоит исследовать вместе с Разом, вовсе не дружелюбное место, ведь оно буквально состоит из смешанных в кучу чувств человека – его надежд, желаний, страхов. Притом, наиболее мрачные и жуткие подробности вполне могут остаться за кадром, и выбор: “лезть ли человеку в душу”, или просто “пройти мимо тайн из глубин его подсознания” остаётся чисто на совести игрока.

Это, конечно, не Зазеркалье, но за кроликом вам побегать придётся…

Скажем, уже во время прохождения “курса молодого бойца” в сознании тренера Олеандра, вы можете сначала подумать, что это закалённый боями ветеран и вообще крутой мужик. Его душа будто бы навсегда искалечена войной, ведь его подсознание представляет собой сплошное поле боя. Однако стоит вам “копнуть поглубже“, и вы узнаете всю глубину комплекса неполноценности крикливого коротышки.

Интерес подобный подход представляет не только с точки зрения стилизации, но и по части геймплея, ведь, в зависимости от “тематики” уровня, меняется также и геймплей. Скажем, при обучении левитации под руководством дружелюбной и обаятельной Миллы Воделло буквально вся локация представляет собой сплошную диско-вечеринку. На этой вечеринке вам то и дело придётся участвовать в гонках на сферах из ментальной энергии. А вот уже в подсознании бывшей актрисы вам, как бы это банально ни звучало, предстоит помочь в подготовке театральной постановки с последующим усмирением буйного критика.

А это точно детский лагерь?”

Вообще, если бы мир “Психонавтов” был чуть более реалистичным, то история бы закончилась так и не успев начаться, поскольку якобы “детский” лагерь с любопытным названием “Шепчущий камень” – это явно не то место, в которое адекватные родители решили бы отправить своё чадо. То тут то там рыскают окончательно мутировавшие и съехавшие с катушек зверюги (до сих пор помню, как в детстве боялся бегать по зоне с кострами из-за местных медведей-телекинетиков и их жуткого рёва). Из персонала в лагере только странный пучеглазый дед и пересмотревший “Майора Пэйна” злобный карлик. По ночам же вообще выползает какое-то чудовище, вполне способное закусить решившим погулять после захода солнца “пионером”.

В своё время, этот левитирующий и весьма жутко рычащий медведь заставил меня сгенерировать немало кирпичей

Впрочем, если отнестись ко всему происходящему менее критично, то хаб-локацию Psychonauts нельзя не похвалить. Вернувшись в этот чудо-лагерь накануне, я то и дело ловил себя на мысли, что здесь всё какое-то…родное, что ли? Да, по части графики Психонавтов сложно назвать “современной игрой“, но, в то же время, визуальная составляющая практически не устарела за все годы, ведь, благодаря отличной стилизации, устаревать-то, собственно говоря, тут особо и нечему. Да и, в отличии от многих других хаб-локаций в играх подобного жанра, здесь есть чем заняться: пообщаться с другим чудаковатыми обитателями этого “пионерлагеря строгого режима“, поискать для мусорщика разные коллекционные предметы…, зажарить пару белок или воробьёв с помощью пирокинеза потому что злобный медведь выбил из Разпутина (и да, его имя и правда так пишется) почти всё здоровье своей пси-хваткой. В общем и целом – место хорошее, персонал приветливый, приеду ещё как-нибудь…

Если не брать во внимание творящийся в этом лагере хаос, то это вполне себе уютное местечко

В процессе выполнения поручений обосновавшихся в лагере агентов и повышения ранга, вы то и дело будете открывать для Раза новые пси-способности и улучшать уже имеющиеся. Ассортимент тут, надо отметить, довольно неплохой даже по нынешним меркам: пирокинез, телекинез, левитация, ясновидение, невидимость, пси-щит, выстрел ментальной энергией, затуманивание сознания противника. И, что удивительно, каждая из этих способностей будет актуальна на протяжении всего прохождения. Square Enix с их кучей бесполезных костюмов в Balan Wonderworld стоило бы поучиться…

Противники тут под стать окружению – безумные и, в то же время, тесно связанные с сознанием человека. Большую часть времени вам будут досаждать разные виды цензоров – зловредных “подсознательных клерков“, главная и единственная цель которых – избавиться от всех вредных и неугодных мыслей и образов в сознании человека. В том числе и от вас. Периодически к этому ассортименту “тараканов в голове” будут присоединяться уникальные для каждого пациента особи: вроде крутящихся как циркулярная пила девочек, огнедышащих собак, или накачанных галлюциногенным газом крыс.

Проверка временем

Когда речь заходит о какой-либо старой игре, наибольшую важность представляет вопрос “играбельности” данного проекта в современных условиях. И у Психонавтов с этим дела обстоят весьма неоднозначно.

С одной стороны – Psychonauts без каких-либо проблем запускается на Windows 10, пригодна для прохождения без каких-либо патчей и даже поддерживает современные разрешения экрана и разные приятные мелочи по типу достижений, коллекционных карточек в Steam и т.д.

Кат-сцены, к несчастью, никак до современных стандартов подтянуть не удастся – они тут знатно пожаты шакалами и имеют жирнейшие поля по бокам

А вот с другой стороны – в Психонавтах хватает не критичных, но досадных мелких проблем. К примеру, игра не поддерживает геймпад от Xbox Series, а управление на клавомыши пусть и не совсем ужасное, но не из удобных. Чего только стоит странная работа чувствительности мыши – вы хоть на максимум её выкрутите, чтобы курсор в меню от любого движения мыши улетал в угол, но в самой игре камера по-прежнему будет двигаться как-то “лениво” и нехотя. С камерой так вообще уже традиционная для “олдскульных” платформеров проблема – она неудобна и крива как в детищах Миядзаки.

Ну и не стоит списывать со счетов проблему с русификацией. На просторах интернета при попытке найти адекватный русификатор вы, скорее всего, наткнётесь на неприятный сюрприз в виде коллекции орфографических ошибок вкупе с надмозговым переводом уровня Фаргуса. Нормальный русификатор лично мне удалось найти только в пользовательских руководствах Steam.

Даже несмотря на вышеперечисленные неприятные мелочи, Psychonauts была, есть и будет одним из лучших представителей жанра платформеров. Тут очень приятный визуальный стиль, богатый на разнообразие геймплей, далеко не самый тривиальный сюжет и лор.


Впрочем, это лишь субъективное и ничем не подкреплённое мнение автора публикации. Вы вправе с ним не соглашаться и, скажем, поделиться своею точкой зрения в комментариях, заодно указав на возможные ошибки или неточности, допущенные в данной статье…

не в сети 15 часов

TheRaven

130
Токсичен как рыба Фугу. Пишу то, что думаю по поводу тем, которые считаю интересными. Ценю хороший сюжет в играх гораздо выше чем графику и геймплей.
Один из основных "поставщиков" статей о японщине на сайте... Местный "енот" игровой индустрии - роюсь в "помойках" в поисках интересных и не очень игр...
9Комментарии130Публикации27-09-2019Регистрация

2 thoughts on “Каникулы в дурдоме! Psychonauts прекрасна даже спустя 16 лет

  1. Норм, на геймпаде играю всю дорогу.
    Перепрохожу раз в пару лет, уровни в психушке однозначно шедевральны.
    Из современного hat in time чем то похожа.

    1. Да, уровню в дурдоме с “Молочником”, актрисой, Эдгаром и Наполеоном помню до сих пор, как и джихад-крыс и сбор мозгов после того, как всем буйным поможешь и тебя пустят дальше.
      Разве что с геймпадом там всё сложно – мой от Xbox Series отказался “переваривать”.
      По сути, “Шляпка” и правда похожа на Психонавтов по геймплею, но по атмосфере и безумию ни одной подобной Шизонавтам игры не встречал…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Коментарии:
Коментарии

Мы в соцсетях: