Главная Статьи Корсары цифровых морей | Неоднозначность пиратства в игровой индустрии

Корсары цифровых морей | Неоднозначность пиратства в игровой индустрии

  • 6
  • 1.20K
  • 0
11.07.2021

Компьютерное пиратство…Пожалуй, это одна из самых неоднозначных тем в современном обществе. Споры о морально-этической стороне нелегального скачивания игр, ПО и разного другого контента не утихают уже долгие годы. Сама же проблематика пиратства то и дело заставляет правообладателей в судебном порядке требовать блокировки тех или иных интернет-ресурсов… ну или заключать контракты с производителями DRM-систем.

Однако действительно ли пиратство является однозначно негативным явлением? И насколько серьёзен ущерб, наносимый пиратами? Ваш покорный слуга постарается ответить на данные вопросы, занимая при этом нейтральную по отношению к “сторонам конфликта” позицию.

Сушим сухари и готовимся к суду?

Для начала факт: за компьютерное пиратство может последовать гражданская, административная или даже уголовная ответственность! Но вот сам процесс привлечения к этой ответственности полон неочевидных моментов.

Так, если речь идёт об административной ответственности, то пиратство подпадает под Статью 7.12 КоАП РФ “Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав”. Однако, в данной ситуации есть небольшая загвоздка… Для того чтобы привлечь условного “борца с DRM” к ответственности, необходимо доказать, что он совершал свои “пиратские” действия с целью извлечения дохода.

Привлечь рядового пользователя за то, что он скачал с какого-нибудь сайта пиратскую версию какой-либо игры весьма… проблематично. Да и самих взломщиков, если начистоту, привлечь непосредственно к ответственности не так-то просто. Даже если нарушители получают донаты от “фанатов”, необходимо ещё доказать, что они “ломают” защиту игр ради какого-то материального дохода, а не из любопытства/зловредности/личных убеждений. Однако, стоит учитывать, что, скажем, установка пиратской Windows на компьютеры в офисе компании, скорее всего, будет подпадать под вышеприведённую статью (или даже под положения УК РФ… но об этом позже). Вполне очевидно, что данные компьютеры будут использоваться для деятельности, приносящей доход руководству компании.

Пиратить Windows на офисных ПК — рискованно.

С уголовной ответственностью ситуация обстоит немного иначе. Если, опять же, обращаться к уголовному законодательству Российской Федерации, то компьютерное пиратство подпадает под пункт 2 Статьи 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Исходя из положений этой статьи, пиратство вполне можно расценивать как незаконное использование объектов авторского права или смежных прав или же их физических носителей (вспоминаем старые добрые рынки с кучей дисков и картриджей с пиратскими играми) в целях сбыта. Стоит отметить, что под сбытом понимается необязательно продажа/распространение за деньги и т.д. Сбыт вполне может быть безвозмездным. Впрочем, чтобы “доиграться” до данной статьи, нужно как следует постараться, ведь данное деяние должно быть совершено в крупном размере. Другими словами, нужно “напиратить” более чем на 100 тысяч рублей, так что рядовому обитателю интернета бояться особо нечего.

Однако, в законодательстве других государств положения касательно пиратства вполне могут иметь свою специфику. Думаю, многие уже слышали о том, как жительница Испании отправилась в “места не столь отдалённые” за то, что установила на компьютеры в офисе своей компании пиратские версии Windows. Такие дела…

Ну и не стоит списывать со счетов гражданско-правовую ответственность. Она вполне может возникнуть как одновременно с уголовной и административной, так и “самостоятельно”. В результате этого, даже если условного взломщика и не отправят за решётку, он вполне может оказаться должен разъярённому правообладателю “крякнутых” игр или программ кругленькую сумму… Если, конечно же, правообладатель найдёт с кого требовать компенсацию…

Давайте начистоту — пускай пиратство и является противозаконным деянием, правоохранительные органы не сильно-то горят желанием разбираться с пиратящими гражданами. Чтобы навлечь на себя гнев Фемиды, нужно растерять остатки инстинкта самосохранения. Да и само законодательство государств не сказать что “готово” к борьбе с пиратством, в результате чего оборона от “любителей бороздить цифровые моря” ложится на плечи правообладателей…

Неоднозначность пиратства

Если говорить начистоту, то для, скажем, Российской Федерации и многих других государств постсоветского пространства пиратство стало скорее “благом” нежели “злом”. Нет, ваш покорный слуга вовсе не стремится обелить образ пиратов, но факт есть факт — если б не было пиратства, то игровая индустрия той же РФ пробыла бы “на дне” гораздо больше времени.

Давайте ненадолго вернёмся во времена, когда из консолей в ходу были Sega с Dendy (которая, к слову, являлась “копией” консоли от Nintendo) и вспомним, как тогда обстояли дела с покупкой игр. Да, те самые старые добрые прилавки магазинов и столы на рынках с кучей китайских картриджей с припиской “100 игр в одном“, “Лучшие хиты Sega” и т.д. А теперь представьте, если бы их не было, и детворе тех времён пришлось бы довольствоваться лицензионными картриджами. Они мало того что были “редкими гостями” на прилавках, так ещё и стоили гораздо дороже пиратских. Думаю, вполне очевидно, что гораздо меньше людей сейчас могли бы похвастаться, что в детстве рубились в “Черепашек-Ниндзя” или бились в исступлении от турбо-туннеля Battle Toads.

У кого-то могло свести олдскулы от этого изображения…

С приходом дисков ситуация особо не менялась долгое время. Лицензионные диски были редки и стоили очень дорого, в то время как пираты предлагали людям буквально за бесценок попробовать хиты игровой индустрии. Впрочем, тогда пиратство от части “спровоцировало” появление ненавистной практическими всем заставшим её игрокам DRM-системы StarForce.

Звёздная Сила” мало того, что работала криво-косо, так ещё и вполне могла как следует навредить производительности и без того не очень мощных компьютеров тех времён. И это не говоря о том, что игры с данной системой можно было “активировать” на сильно ограниченном количестве устройств, в результате чего в определённый момент вы банально могли потерять доступ к купленной игре.

Ну а от этого изображения могло произойти возгорание афедрона

Пожалуй, наибольший вклад в борьбе с пиратством на ПК сыграли вовсе не DRM-системы, а, как ни странно, Steam. Сервис цифровой дистрибуции от старины Гейба не только предлагал довольно удобную систему, но и дал геймерам из России и некоторых других государств региональные цены. Благодаря этим самым региональным ценам покупка новой игры стала более-менее доступна даже для школьников.

Да, региональные цены – штука спорная, и многие издатели её не любят (скажем, SpikeChunsoft не так давно повысила цены в РФ и Аргентине, тем самым приравняв их к аналогичным в других государствах), но, всё-таки, это было “необходимое зло”. Всё для того, чтобы дать людям, привыкшим пиратить, лишний повод начать покупать.

Мифы и реальность

Тема “компьютерного пиратства” буквально изобилует различными мифами и заблуждениями как со стороны пиратов, так и со стороны приверженцев лицензионного контента. Давайте постараемся разобраться с некоторыми из них…

Пиратство наносит ущерб продажам. Пожалуй, этот миф можно встретить чаще всего. Как издатели и разработчики, так и иные сторонники “лицензионных игр” наперебой кричат о том, что “спиратил игру – лишил создателя денег”. Да, на деле в этом мифе есть часть правды, но основа состоит из заблуждений.

Начнём с того, что тут вряд ли можно говорить о “недополученной прибыли”, ведь далеко не все пользователи, скачавшие пиратку, стали бы покупать саму игру сразу. Причины могут быть разные – недоверие по отношению к разработчику/издателю/информации об игре, отсутствие финансовых возможностей или упрямое нежелание платить за игры. Факт заключается в том, что эти люди всё равно не купили б игру и, соответственно, они в обоих случаях не принесли бы прибыль правообладателю.

Также пиратство вполне может “стимулировать” продажи игр и другого контента, что было подтверждено исследованием аналитической компании Ecorys, которое было проведено по заказу Евросоюза. Стоит, правда, учитывать, что “отсутствие вреда от пиратства” справедливо в основном по отношению к крупным компаниям. В то же время для инди-сегмента незаконное распространение вполне может наноситься вред. Люди пиратят игру вместо того, чтобы заплатить за неё. И это бьёт по энтузиастам. Бюджет на разработку игр от этих самых энтузиастов составляет чуть ли не две пачки доширака и неиссякаемый энтузиазм.

Пиратство приносит исключительно вред. Опять же, данный миф чаще всего можно услышать со стороны пользователей, предпочитающих игры покупать. И действительно, какой-никакой, но ущерб пиратство наносит, но не самый очевидный.

Речь идёт не только о продажах, ведь крупные издатели, что вполне очевидно, не сильно рады тому, что их “товар” внаглую качают с торрентов. В результате эти самые издатели заключат контракты с поставщиками DRM-систем (в основном — Denuvo). Покупателям же лицензий приходится “наслаждаться” влиянием этих самых DRM-систем на производительность или даже увеличением стоимости копии игры за счёт “вложенных” в неё расходов на DRM.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов тот факт, что некоторые игры сейчас без пиратства и не найти толком. Скажем, ваш покорный слуга с удовольствием купил бы все части олдскульной серии квестов Discworld, созданной по мотивам произведений Терри Пратчетта. Да вот только найти их нельзя даже в GOG – обители старых игр. Вполне очевидно, что в таком случае альтернатив как-то не предвидится.

“Дайте мне демо-версию и я не буду пиратить”. Этот довод, наоборот, часто можно услышать от сторонников пиратских версий. Да, реплики про “я пирачу потому что нет демо-версии” далеко не редки в дискуссиях на тему пиратства. Но, давайте начистоту – вы уверены, что демо-версия поможет вам определиться с выбором? Начнём с того, что далеко не все издатели и разработчики являются людьми самых честных правил. Вам вполне могут “нафаршировать” демо-версию самыми интересными или “отполированными” моментами из игры, в то время как в полной версии будет вагон проблем. Возможность рефанда в том же Steam является более удобной альтернативой, ведь игрок может в течение двух часов “пощупать” полную версию игры, и если по каким-то причинам ему она не понравится, вернуть деньги.

Однако, есть загвоздка – в некоторых особо крупных проектах два часа помогут разве что понять – запустится ли игра или нет. Впрочем, пиратство тут тоже сложно назвать “справедливым” решением, ведь, опять же, говоря начистоту, какая продолжительность “демо-доступа” будет справедливой? Нет, безусловно, наличие возможности проверить товар перед тем, как отдавать за него деньги очень важна. Однако если проверка будет представлять собой чуть ли не полное прохождение игры или затянется на несколько десятков часов, то эта ситуация уже вызывает массу вопросов…

“Я заплачу за игру, если она мне понравится”. Частое явление в пиратской среде – прикрывать скачивание нелицензионной копии довольно… лицемерным утверждением о том, что скачивающий человек будет рад заплатить за игру, если она окажется “стоящей оплаты” с его точки зрения. Начнём с того, что далеко не все люди, придерживающиеся данной позиции, действительно заплатят потом за скачанную игру, даже если они затёрли её до дыр и она стала одной из любимых. Да и если игра всё-таки будет куплена, то далеко не факт, что она будет приобретена в наиболее важный для издателя и разработчиков период. Купленная спустя год или даже несколько лет со скидкой копия имеет меньшую “ценность” для издателя, чем продажи на момент релиза.


В результате можно сделать вывод, что ситуация относительно пиратства максимально неоднозначна. С одной стороны, это противозаконно, наносит вред разработчикам, издателям и иногда самим геймерам. С другой же — у пиратства как явления хватает причин для существования и в некоторых ситуациях оно вовсе является “меньшим злом”.

Автор данной публикации не призывает пиратить, но и не утверждает, что всех пиратов надо отправить за решётку. Оценка пиратства как явления всегда будет субъективной и только вам решать, как к этому относиться. Ну и вы всегда можете поделиться своей точкой зрения в комментариях, заодно указав автору публикации на возможные ошибки или неточности.

не в сети 16 часов

TheRaven

124
Токсичен как рыба Фугу. Пишу то, что думаю по поводу тем, которые считаю интересными. Ценю хороший сюжет в играх гораздо выше чем графику и геймплей.
Один из основных "поставщиков" статей о японщине на сайте... Местный "енот" игровой индустрии - роюсь в "помойках" в поисках интересных и не очень игр...
9Комментарии124Публикации27-09-2019Регистрация

6 thoughts on “Корсары цифровых морей | Неоднозначность пиратства в игровой индустрии

  1. Есть один основной момент который не был упомянут, это стоимость самой игры. Я расскажу почему я качаю игры с торрентов. Все дело в том, что стоимость нововышедшой игры, здесь в Европе, 60 евро. Думаю цены игр адаптированы к рынкам, поэтому заострять внимание на самой валюте не будем. В России цены эквивалентны ценности самой валюты. Так вот, когда ты студент, или еще хуже школьник, ты можешь где-то найти подработку. Но собс-но оплата будет не слишком большая. Я например когда подрабатывал в супермаркете, получал за 10 часов работы в неделю 6 часов в субботу и 4 часа в воскресенье, 350 евро. А когда ты учишься универе, ты просто не можешь и работать и учиться адекватно. Поэтому здесь, в Европе, большинство молодежи как раз и работает в выходные или какие-то дни когда они свободны от универа. Так вот мне мама еще кидала 200 евро. Итого у меня было 550 евро на месяц. Из которых ты платишь 150 за квартиру, 60 за электричество, 30 за телефон и интернет. И у тебя остается 300 евро на которые ты должен покупать себе еду месяц, одежду какую-то иногда, тратить на общественный транспорт, + какие-то крайние случаи (поломки там или документы или еще чего). Тебе этого банально не хватает. Ты не можешь себе позволить просто напросто покупать игры по 60 евро. И то, 60 евро это базовая версия игры. С длс, если ты хочешь, сизон пасс это голд версия, 90-100 евро. Это на примере какого-то ассассина. А если брать всякие тотал вар вархаммер, или симс, или еще что где миллион и 1 длс и паки разные. У тебя никогда не будет столько денег для всего этого. Или точнее будет возможно, на 1 игру какую-то. Да в общем-то и все. Иногда можно себе позволить игру за 60 евро. Но на постоянной основе это просто нереально. Если бы игры стоили по 10-20 евро, тогда возможно и пиратства было бы в разы меньше, ибо игры были бы доступнее, а так… Ну что поделать если студии такие жадные что такие ценники ставят. Они сами же и продвигают пиратство из-за своей жадности. Большинство компаний существуют просто чтобы наполнять кошельки своих инвесторов. Потому что если бы они продавали игры по 20 евро, у них было бы достаточно денег чтобы заплатить за все их платежи и зарплаты и все. Но нет, мы заработаем вместо нужного нам миллиона долларов, чтобы окупить игру, и выйти в прибыль (просто пример), 10 миллионов, чтобы положить их на банковский счет наших богатеньких инвесторов, которые тупо складируют бабки на своих счетах. Не зря Библия писала, что любовь к деньгам корень всего зла. Кстати вот вам банальный пример, многие компании имеют скидки для школьников и студентов, если ты показываешь свою студенческую карту, (я опять же про Европу говорю). Спотифай например стоит 10 евро в месяц здесь на 1 человека. 15 семейный план. А для студентов, при предоставлении документов, на год дается студенческий план который такой же как обычный, просто стоит 5 евро. Там есть какие-то отличия минорные от того что за 10 евро, но никак не чувствуется для среднестатистического слушателя. Так вот вот эти скидки для студентов, потому что все понимают, что у студентов нету столько денег, работает на многие вещи. На транспорт скидки есть, на рестораны (студенческое меню), кинотеатр, музеи. На многие вещи есть, а вот на игры нету. Видео игры заняли нишу такую, что они творят что хотят и им по барабану.

    1. Добрый день и спасибо за комментарий. Честно говоря, даже не ожидал такого развёрнутого ответа с расписанными доходами и расходами на личном примере. Действительно, игры сейчас – далеко не самое дешёвое развлечение, а некоторые проекты вроде Demon’s Souls Remake так и вовсе шокируют своей ценою. Не буду говорить о том, правильно или нет пиратить в таком случае – это дело субъективное (особенно в условиях, когда для рядового пользователя, фактически, отсутствует наказание за пиратство и, следовательно, всё зависит именно от его выбора) и меня даже порадовало, что был дан достаточно конструктивный ответ.

      По поводу “жадности” компаний, честно говоря, согласиться не могу. Да, компании хотят денег. И? Игры – это уже давно такой же бизнес, как и кино, музыка, литература и т.д. Компании нужно угодить инвестору сказочной прибылью уже по той простой причине, что если инвесторы останутся недовольны, то у компании могут возникнуть проблемы с финансированием. Да инвесторы банально могут заставить “перетрясти” штат компании вплоть до её руководства, мол “Чёт вы паршиво зарабатываете. Давайте мы поставим Васю – он, вроде, парень толковый. Наверное, заработает побольше”.

      Что до студенческой скидки, то тут, с одной стороны, идея неплохая – было бы приятно иметь хотя бы 10% скидку на товары из данной категории. Впрочем, это труднореализуемо уже по той простой причине, что для реализации такой программы скидок нужно достичь согласие между платформодержателем и каждым конкретным разработчиком или издателем, проект которого будет продаваться по такой скидке. Если одна из сторон “упрётся рогом” то дело быстро зайдёт в тупик. В добавок, даже если эту идею бы и “одобрили” крупнейшие игроки рынка, её всё равно бы вряд ли имплементировали быстро так как нужно ещё создать систему для проверки подлинности предоставленных “кандидатом” на получение скидки данных.

      1. Так это должно вводится на национальном уровне. Игры и киберспорт просто во многих странах не считаются за нормальное развлечение. Многие политики старые и застряли в прошлом, когда игры считались за развлечение для детей и бедняков. Когда мир уже давно поменялся. Я считаю, что система на скидки с видео играми должна быть такая же как и на все другое для студентов. Это вводится должно государство на национальном уровне. А не компаниям между собой договариваться об этом. Во Франции ввели систему скидок для студентов, и все студенты 18-25 лет (после 26 там есть нюансы), могут пойти в рестораны, кроме элитных каких-то, и взять студенческое меню которое дешевле. Даже кебабы. А касательно системы, я не знаю как в России, но во Франции у всех вузов есть сайт, и у каждого студента есть аккаунт на этом сайте. Это обязательно. Тебе дается университетская почта, на которую информация всякая приходит, и предварительные оценки, и общение с некоторыми учителями и отправка работ через него. + другой функционал на самом сайте. Так вот спотифай например, для студенческого тарифа предлагает просто залогиниться в свой университетский аккаунт (открывается новое окошко маленькое). Я не думаю что спотифай имеет договоренности со всеми университетами. И не уверен, что они систему создавали какую-то. Мне кажется это как виджеты. Как некоторые сайты по розыгрышу скинов работают через аккаунт стим. Они же никак не связаны со стимом.

        А касательно компаний, ну собс-но как я и сказал. Они существуют не для того, чтобы предоставить хороший сервис. А просто для того, чтобы накормить жадных до денег инвесторов. Которым просто всегда будет мало, сколько бы компания не зарабатывала.

        1. По поводу регулирования на национальном уровне: как и было вами сказано, политикам до этого, в большинстве своём, дела нет, так что надеяться тут на что-то вряд ли стоит. Сами компании также не сильно-то заинтересованы в дополнительном “геморрое” и расходах на все процедуры, связанные с проверкой статуса студента (т.к. проверить онлайн статус сложнее, чем просто заглянуть в студенческий в том же ресторане). Однако, в предсказаниях я не силён и кто его знает – может быть что-то да поменяется.

          Что до “жадности” инвесторов и компаний, то тут всё также неоднозначно т.к. какими бы инвесторы ни были жадными, они вкладывают в индустрию большие деньги. Очень большие. Естественно, они хотят не менее солидную отдачу, но прямо таки однозначно злом их назвать я не могу т.к. развитие любой сферы требует огромных вложений, а инвесторы их и предоставляют. Хотя, впрочем, компаниям действительно не хватает ориентации не только на инвесторов и некоторые особо крикливые группы населения, но и на основной костяк пользователей.

  2. Для меня главное – это стоимость. Я хоть и покупаю игры, но смотришь некоторые – и все, жаба душит. А случаев, когда после пиратки покупал лицуху было двое…

  3. Я студент и живу в Украине, и для меня лично, платить за игру условные 900 грн за тот же киберпанк является дофига, учитывая, что стипендия 1200 грн, работа более менее нормальная для студента даёт где-то 8к грн, что равняется около 9 игр по цене киберпанка. Но тут нужно добавить, что за эти 8к грн нужно покупать одежду, еду, комплектующие для ПК(все таки тот же ссд на 500 Гб стоит почти 3к грн), мышка, клавиатура, наушники, монитор, тоже стоят немало, докинуть сюда, в моем случае это откладывание денег на ремонт комнаты, и выходит, что в месяц можешь себе позволить максимум какую-то одну игру взять за 100-200 грн, и то, я считаю несправедливым наличие региональных цен в РФ, и их отсутствие в Украине или РБ, так как все таки киберпанк в РФ стоит 2к рублей, в Украине 900 грн, если переводить то это 2,2 где-то курс, что не равняется нормальному, но с кибером ещё ладно, там более менее, пример другой: амонг ас, море воров, первая стоит 100 рублей по скидке-69 грн, вторая 425 по скидке(если не ошибаюсь)-270 грн, и где тут региональные цены? Минимальная зп, что в РФ, что в РБ, что в Украине одинаковая, а с новым законом, что бы оплатить товар в Стиме, мне нужно перекидывать с комиссией знакомому деньги, который живёт в РФ(раньше можно было акк создать и просто с укр карты кидать на Стим напрямую, сейчас так нельзя) потом он кидает мне на кошелёк, и только тогда покупать, переведя при этом свой Стим аккаунт на рубли, что явно уж перебор. Так что для меня, хоть и считаю киберпанк офигенной игрой, ее цена и региональные цены(а именно их отсутствие), отпугивают, но при этом, прошел ее по несколько раз и как только появится возможность выкуплю, но явно не за фулл прайс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Коментарии:
Коментарии

Мы в соцсетях: