Home Статьи Deus Ex: раньше было лучше?
Deus Ex: раньше было лучше?

Deus Ex: раньше было лучше?

363
0

Киберпанк непростой жанр. Как и нуару ему не везет в последние лет десять в игровой индустрии. Оба жанра излишне ассоциируют лишь с бесконечной ночью и дождем в неуютном городе. Сначала Max Payne 3 обвиняли в уходе от нуара, так и ранее в этом году критиковали грядущий Cyberpunk 2077 за динамическую смену времени суток, ведь настоящий киберпанк всегда должен происходить в ночи. Впрочем, даже без подобной критики, хороших игр в жанре выходило немного.

В прошлый раз вы проголосовали за один из лучших киберпанк сериалов, поэтому сегодня мы вспомним серию Deus Ex и разберемся, выдержал ли один из главных киберпанк сериалов испытание временем, смену разработчиков и неоднократный производственный ад.

Итоги голосования
Да, мы знаем, что голосование в итоге в пользу Героев, но на момент написания сценария была ничья.

Для начала отдельно отмечу, что питаю нежную любовь ко всей серии, во всяком случае к полноценным частям. И лишь желание быть чуть более объективным, не даёт мне все двадцать минут расхваливать игру. Итак, с чего всё началось?

Ещё в далеком 1994 году, когда вышел System Shock, Уоррен Спектер задумался об игре-мечте. В которой остались бы все наработки его прошлых проектов, но с сюжетом, приближенном к реальности. По первоначальной задумке мы должны были играть за бывшего агента ЦРУ и выполнять задания в стиле «крепкого орешка». К сожалению, или возможно к счастью, ни Origin, ни его следующая студия — Looking Glass Studios не выделили деньги на проект. Лишь в 97-ом году Уоррена Спектра позвали в новую студию Ion Storm и дали карт-бланш на создание «игры мечты».

Разработка была непростой, релиз был сдвинут на целый год с 99-ого на 2000 год. Больше половины уровней было вырезано, финал игры почти полностью переписали, а нелинейный сюжет, ведущий игрока по разным уровням в зависимости от его решений, пришлось заменить на более локальные выборы. Но несмотря на все трудности финальный результат того стоил.

Я, как и весь мир, читал романы Тома Клэнси, смотрел такие фильмы, как „Пассажир 57“ и „Крепкий орешек“, и мне стало странно, почему мы всё время делаем игры про орков и эльфов, и про единственного выжившего на космическом корабле, и про вторжения пришельцев, когда только ты можешь спасти мир
— Уоррен Спектор

Действия игры разворачиваются в 2052 году, когда мир стремительно катится под откос. Новая чума выкашивает людей, террористы добрались до оружия массово поражения, в Азии процветают триады. Как вы понимаете, всё плохо. Мы играем за Джей-Си Дентона, агента Юнатко, организации, которая создана для борьбы со всеми этими напастями. Но конечно всё не то, чем кажется и вскоре мы попадаем в водоворот заговоров, тайных обществ и секретных подземных комплексов.

Разбираться во всем этом нам придётся на дюжине уровней. Посещать разные локации мы будет строго по сюжету, но вот на самих уровнях происходит то, за что все так полюбили Deus Ex. Нас выбрасывают в своеобразную песочницу, дают общее задание, а как мы его выполним, игру не особо волнует. Устроим кровавую бойню, выкосив весь уровень, вместе с охраной, гражданскими, роботами-охранниками и хомячками? Если необходимые цели были выполнены, то никто на нас не будет даже осуждающе смотреть. Игра не начислит нам очки плохой кармы, мы не будем объявлены в розыск, всё произошедшее только на нашей совести. При этом мы могли выполнить задачу не то, что никого не убивая, но и даже не быть замеченным, проскользнуть с чёрного хода и не поднимая шума выполнить задачу.

А богатая ролевая система готова прийти на помощь, какой бы путь мы не избрали. Причём мы можем развивать самого Джей-Си с помощью аугментаций, так и заменить большую часть их свойств специальным оборудованием. Невидимость легко заменяет камуфляжный костюм, тепловое зрение — тепловизор, а забраться на крышу помогут и просто составленные в кучу коробки. Сейчас это не кажется чем-то особенным. Просто игра, дающая разные подходы к решению цели. Но в то время идея смешать экшен, стелс-экшен и РПГ и получить на выходе жизнеспособную игру казалась чудом.

При этом Deus Ex, как впрочем и все другие представители жанра иммерсив симов, не идеален. Долгий цикл разработки сказался на внешнем виде, который был далеко не передовым в 2000 году. Даже постоянная ночь, призванная сгладить недостатки картинки, выглядит хуже, чем в Thief. А если вспомнить реалии тех лет, то системные требования были откровенно завышены. Отдельным пунктом идёт перегруженное управление и изначальные настройки, ориентированные для игры без мыши. Представьте, в 2000 году выпустить игру, где поддержка мыши идёт скорее как фича, чем одно из основных устройств ввода.

Что такое Immersive Sim?
Immersive sim — условно выделяемый жанр, особенностью которого является предоставление игроку необычайно широкого выбора при прохождении. Immersive sim предлагает игроку симулированный мир с возможностью совершать множество различных действий так, что любое препятствие можно преодолеть множеством необычных творческих способов, в том числе и не запланированных разработчиком

Можно вспомнить множество других поводов поругать игру, причём зачастую совершенно заслуженно, но вот странное дело. Даже со всеми недочетами, нещадными тормозами на не самом слабом железе, угловатыми лицами и топорной анимацией, это всё-равно отличная игра. Игра, которая не ведёт за ручку, а позволяет принимать свои решения и самому же за них отвечать. Да и попросту приятно, когда сценарист не держит игрока за ребенка, а рассказывает действительно хорошо написанную и взрослую историю, достойно представляющую жанр киберпанк в видеоиграх и по сей день.

Ах да, один из пунктов, по которым хвалили сюжет — концовка. А именно отказ от «босса-вертолета». Вместо этого нам предоставили самим выбрать то, каким путём пойдёт человечество в будущее. Забавно в этом то, что ровно за ту же ситуацию ругали в последствии триквел. Но об этом позже.

В итоге перед нами знаковая ролевая игра с, как ранее было принято писать, элементами стелс-экшена, шутера и квеста. Интригующий сюжет, киберпанк сеттинг, множество путей решения задач и серьезное отношение к игроку затмевает недочеты игры. А высокая реиграбельность сподвигает возвращаться в неприветливый мир недалекого будущего раз за разом.

Невероятный коммерческий успех гарантировал появление сиквела. Во главу разработки встал Харви Смит. К сожалению, за время разработки произошло нечто странное. Игра, которую показывали в 2002 году и продукт, вышедший годом позже разительно отличаются. Трудно сказать, что пошло не так, но давайте попробуем разобраться.

С первых минут игра слегка разочаровывает тем, как поступили с концовками первой части — их объединили в одну, причём немного топорно. Несмотря на все наши старания мир пережил коллапс, правительства были сметены, а корпорации стали новыми государствами.

Мы играем за потомка Джей-Си Дентона…вернее за одного из его клонов — Алекса Ди. К слову, брат протагониста первой части — Поль Дентон жив и относительно здоров, хотя в первой части была развилка, где он погибал. В дальнейшем мы вновь будем работать на различных неприятных типов, проникать на заброшенные научные станции и заниматься прочим непотребством, знакомым по первой части.

Нелинейность существенно выросла. От наших решений зависит не только сиюминутные события или эфемерные действия, происходящие за кадром, в этот раз мы можем пропускать какие-то уровни или наоборот открывать совершенно новые главы игры, выбрав другую сторону конфликта. Причём работодателей менять можно чуть ли не в каждой миссии, а то и вовсе работать сразу на несколько группировок.

К сожалению, сюжет в целом вышел немного слабее оригинала, хоть успешно маскирует это за нелинейным повествованием. А вот что не получается скрыть, так это технические проблемы.

Сиквел спонсировали Microsoft для продвижения новенького Xbox’а. Надо сказать, что несмотря на общие технические преимущества консоли, мультиплаформа чувствовала себя на нем весьма неуютно. Во что это вылилось для Deus Ex: Invisible War? В крайне маленькие, коридорные уровни, залитая блюром картинка, полностью убитая система стелса, часть моделей больны острым недостатком полигонов, анимации лиц проигрывают Star Wars Knight of the old Republic, а многочисленные баги откровенно раздражали.

При этом в игре была продвинутая физика и освещение, в том числе работа теней сделана действительно впечатляюще. Да и модели, анимации и текстуры в большинстве своём были на уровне, правда тем сильнее заметны части сделанные на совершенно ином уровне.

Также ранее практически пустые мирные локации сталь чуть более живыми, а немногочисленные обитатели пытаются, хоть и немного неумело, изображать жизнь. Разговаривают между собой, реагируют на игрока и даже иногда двигаются. До уровня Gothic ещё далеко, но прогресс на лицо.

Критики было много, кроме ранее сказанного, ругали интерфейс в ПК версии, который никак не изменили при портировании с Xbox, уход от характеристик персонажа, исчезновение детальной системы повреждений и много-много за что ещё. При этом нельзя однозначно сказать, что игра плоха. Если бы не название Deus Ex, то критики было бы в разы меньше, уж больно велика народная любовь к первой части. Сюжет крепкий и держит до финала, звук и музыка на уровне оригинала, стрельба приятная, а заигрываниях с физикой и новыми технологиями освещения добавляют лишний балл игре.

К сожалению, технические ограничения и некоторые странные решения не позволили игре раскрыть весь потенциал. Если захотите ознакомится со всей серией самолично, то пропускать эту часть точно не стоит, но из четырёх основных частей сериала, эта часть наиболее слабая. Забавно, что она слаба отнюдь не тем, за что любят Deus Ex, а лишь техническим исполнением.


Дальнейшая судьба серии была крайне туманной. После окончательного закрытия Ion Storm в 2005 году права на серию ушли к издателю Eidos и в последствии разработка триквела была поручена Eidos Montreal. Новости о грядущей игре были встречены с настороженностью. Свежи были воспоминания о не самом удачном сиквеле, а отсутсвие в команде Уоррена Спектра и Харви Смита навевали мысли о грядущем провале. Тем удивительнее, что в 2011 году вышла игра, которая ничуть не хуже первого Deus Ex. В этом, кстати, главная проблема игры, но об этом позже.

Вместо продолжения истории сиквела, было решено отправить нас в прошлое, в уже близкий к нам 2027 год. Человечество переживает новый ренессанс. Технологии стремительно развиваются, протезирование уходит от страшных, громоздких и неудобных протезов к утонченным устройствам, зачастую выглядящих почти как настоящие части тела.На фоне этого технологического прогресса вовсю бушует экономический кризис, народные беспорядки и прочие признаки киберпанка.

Мы играем за главу безопасности Шариф Индастрис, одного из лидера рынка протезирования, Адама Дженсона. После некоторых событий в начале игры, нас втягивают в череду заговоров, тайных обществ и…стоп, я это уже говорил ранее. Ах да, мы оказываемся в типичном для Deus Ex круговороте интриг.

Если потребуется описать Human Revolution в двух словах, то это компиляция из всего хорошего первых двух частей, в реалиях современных технологий. Относительно большие локации, нелинейный сюжет, глубокий геймплей, с работающим в этот раз стелсом. Всё на месте, даже заигрывания с физикой из второй части. И в этом и кроется проблема игры.

Ребята из Eidos ответственно подошли к своей работе и бережно перенесли оригинал на рельсы 2011 года, добавив немного хороших идей из сиквела. И это круто, но вот проблема в том, что мы получили не столько продолжение серии, сколько очень качественный ремейк, с минимальным количеством новых идей. Это прослеживается даже в локациях. Вместо Нью-Йорка мы вначале бегаем по умирающему Детройту, потом летим в Шанхай, пришедшему на смену Гонконгу, даже хитрый искусственный интеллект, на месте. И таких мелочей множество.

Но их заметит лишь тот, кто играл в оригинал, а учитывая минувшие 11 лет, то таких не так много. Да и даже такие динозавры как я, проходившие в начале нулевых весь путь к правде вместе с Джей-Си, не будут против повторить это в новых декорациях, благо нового в игре тоже достаточно.

Два десятка сайд-квестов, сделанных вручную, множество отсылок к будущим событиям, которые уже свершились в 52-ом. Например, будущий развал США тут обозначен нефтяным кризисом и парой штатов, вышедших из союза. И как не отметить потрясающую музыку Майкла Макканна, которая прочно поселилась в моем плейлисте.

В отличии от прошлых двух игр, критиковать триквел трудно. Можно пнуть за чуть устаревшую картинку, но из-за потрясающий работы дизайнеров делать этого совершенно не хочется. Некоторые ругали конец игры, где нам вновь давали выбор между четырьмя одинаково плохими выборами, без учёта прошлых событий и действий игрока…но стоп! Разве не за это в своё время хвалили оригинал?

А вот за что точно можно пнуть разработчиков, так за боссов. В первой части с каждым из боссов у нас была своя история, а саму битву можно было свести к мирной беседе или вовсе избежать. Тут же уйти от открытого столкновения нам не позволит катсцена и игре глубоко безразлично, что игрок прошел весь уровень в Стелле и ни разу не попал в поле зрения охраны. Сценарий говорит, что время для битвы, значит время для битвы. Позже в режиссерской версии игры добавили некую вариативность в этих сражениях, но полностью проблему не решили. Благо, что за игру нам встретится лишь три босса и испортить выдающуюся игру это не смогло.

Так лучший ли в это Deus Ex? Узнаем в конце видео, ведь нас ждёт ещё три игры. Но предварительно скажу, что готов его поставить на одну ступень с оригинальным Deus Ex. Отличная игра и прекрасный образчик жанра.


Итак, на этом классическая трилогия закончилась. Далее наступили темные времена мобильных игр, но всё не так плохо на самом-то деле. В 2013 году вышел Deus Ex: The Fall на iOS и полгода спустя на Андроид.

Игра напрямую продолжает сюжет романа «Deus Ex: Эффект Икара», кстати рекомендую, довольно крепкий киберпанк, и предваряет события Human Revolution. Сама игра рассказывает историю наемника Бена Сэксона, похожего на молодого Жана Рено. Сама история не особо интересная, но для мобильной игры весьма крепкая.

Из явных проблем отмечали не самую продвинутую картинку, хотя лично мне она не казалось таковой, и управление. Управление весьма перегруженное и каждая перестрелка напоминает игру на пианино. Впрочем большую часть игры можно пройти по стелсу, не утомляя себя созерцанием кривых анимаций стрельбы.

В плюсы можно отметить небольшую продолжительность, всего 4-5 часов и увидишь финальные титры не успев заскучать, и конечно же музыку. Она полностью перешла по наследству от третей части, поэтому ничего плохого сделать с ней не смогли.

Казалось бы неплохой мобильный спиноф и можно идти дальше, но летом 2014 года её зачем-то выпустили на ПК. Для кого и зачем это было сделано не понятно. Для мобильного рынка игра довольно хорошая, но вот в ПК сегменте она может занять лишь нишу рядом с польскими шутерами. Единственное, зачем её можно купить, это оригинальный Deus Ex в комплекте.


А вот с Deus Ex GO ситуация обратная. Когда я сел готовить материал к видео, то заметил, что даже и не слышал о третей игре в серии GO. Hitman GO был неплохим пазом, но к концу немного приедался. Lara Croft GO была чем-то похожим, а ценник на старте отпугнул даже пробовать. И казалось бы в Deus Ex GO, вышедшем в середине 16-ого года, всё будет таким же набором головоломок…и да и нет.

Игру я прошел за часа 4, а потом ещё столько же потратил на добивание всех дополнительных уровней. А ведь я зашел просто посмотреть, что это такое. И главный плюс игры оказался сюжет. Да, не думал, что такое скажу, но в мобильной игре оказался вполне хороший сюжет.

История рассказывает о похождениях Адама Дженсона между 3-ей и 4-ой частями. Между заданиями происходит типичный Deus Ex, кого-то убили, кто-то нас предал, а кто-то внезапно воскресает! К сожалению, нелинейности нет ни в каком виде, что немного смазывает впечатление.

А вот к чему нареканий вовсе нет, так к самим уровням-загадкам. Цель как ранее провести героя от начала к концу уровня, прячась или устраняя противников, которые двигаются лишь одновременно с движением героя. Звучит сложно, но на видео, наверное, будет понятнее. Сложность растет постепенно и по мере прохождения мы узнаем новые приемы и способности. Первые 20-30 заданий из сюжетных 54, пролетают за час-полтора, а вот потом начинается настоящая игра.

В итоге мы получили отличную головоломку, которая в тоже время немного расширяет вселенную серии. Кто не играл, рекомендую прямо сейчас обратить внимание на неё, а с остальными мы переходим к завершающей главе нашей истории.


В 2016 году вышла последняя на данный момент игра в серии — Deus Ex Mankind Divided. И она хороша. хммм…Вам, наверное, нужны подробности, да? Ну хорошо.

Сюжет продолжает историю Адама Дженсона. С финала Human Revolution прошло 2 года, Адам работает на специальную группу Интерпола. События в финале триквела привели к гонениям аугментированных людей и этот конфликт проходит через всю игру. Подробности раскрывать не буду, игра всё-таки относительно свежая и спойлеры могут кому-то испортить грядущее прохождение, но сюжет следует заветам лучшим частям серии, не забывая при этом ветвиться, словно говоря: «Смотри, я нелинейный!».

Правда тут же кроется небольшой минус. В отличии от явных концовок прошлых больших игр серии, тут нас ждет почти открытый финал, подразумевающий продолжение истории. Несмотря на множество важный решений, сделанных игроков, финал единый, хотя нам и покажут небольшой ролик с некоторыми последствиями наших действий. К сожалению, будущее серии находится под вопросом. Надеюсь, что как уже было ранее с некоторыми сериями игр, рассмотренных в одном из прошлых выпусков Раньше было лучше, скорый анонс 5-ой части не заставит себя ждать.

Если сюжет всё-таки вещь субъективная, то геймплей однозначно улучшился. Дженсон научился новым приемам, а передвижения в укрытиях стали гораздо удобнее. Как и в третей части мы вольны сами выбирать стиль прохождения. Хотите стелса? Вот вам шоковые дротики для оглушения сразу четверых противников. Желаете ураганных перестрелок? Держите метательные лезвия и уберброню, которая особенно пригодится, учитывая серьезно возросшее количество противников на уровнях.

Самый большой просчет третей части — битвы с боссами, изменили. Теперь вы имеете гораздо больше свободы, вплоть до того, что всех боссов можно убедить решить дело мирным путем. До уровня первой части, где некоторые битвы можно и вовсе избежать, пока не дошли, но успех на лицо.

А вот в чем действительно наблюдается движение назад — это локации.По ходу игры мы побываем в разных уголках мира, но большую часть игры проведем на улочках Праги. Да, детализация города невероятная и на исследование чердаков и закоулков можно потратить ужасное количество часов, но не хватает былого размаха. Всё-таки один город — это один город, да и то мы ограничены лишь двумя районами. С другой стороны мир наполнился действительно крутыми дополнительными заданиями. Их немного, но каждое срежиссировано и написано на уровне лучших представителей жанра.

Ранее я сказал, что Human Revolution — это компиляция всех успешных наработок первых двух игр. Четвертая часть же стала ещё ближе к тому, что игровое сообщество испытало в 2000 году с выходом Deus Ex, но с поправкой на время, конечно. Если бы не скомканный финал истории и уменьшенные масштабы, то чем черт не шутит, мы могли бы получить Deus Ex, превзошедший оригинал от людей, не имеющих с изначальной командой ничего общего.

К сожалению, игре немного не хватило до требуемой планки, а не самая лучшая оптимизация и небольшой скандал с введением микротранзакций в игру, к слову совсем не обязательных в одиночной игре, а больше требуемых в мультиплеере, не позволило добиться нужного уровня.


Вот мы и вспомнили всю серию. Люблю, когда сериал не скатывается к концу и не уходит в банальные самоповторы. Давайте пройдем ещё раз по всем играм, чтобы подвести итоги.

Первый Deus Ex был феноменом. Скрестив разные жанры, он смог не только дать новый игровой опыт, но и рассказать отличную историю, даже с учетом множества вырезанного контента.

Сиквел пал жертвой мультиплатформы ранних нулевых. Большая игра, загнанная в рамки весьма ограниченных ресурсов, от команды, которая и раньше не особо заботилась оптимизацией, что же могло пойти не так? Многое, но тем не менее, это всё-равно Deus Ex, хоть и один из самых слабых в серии.

Human Revolution, несмотря на полную смену команды разработчиков, смог вернуть нам тот самый Deus Ex, которого мы не увидели в сиквеле. Бережный перенос старых механик в современные реалии и такое же бережное отношение с лором сделали своё — игра завоевала любовь как новой аудитории, так и олдфагов, что всегда непросто.

Далее мы увидели неплохую мобильную игру и в то же время отвратительную ПК игру, а парой лет позже отличную головоломку, которая действительно достойна быть частью серии и носить имя Deus Ex.

Ну а финал истории, как я уже сказал, очень хорош, и если бы не пара неудачных решений, то можно было бы говорить о новом короле киберпанка. Впрочем, скоро должен выйти Cyberpunk 2077 от любимых поляков, который вероятно и займет эту нишу и пятой части Deus Ex придется очень сильно постараться, чтобы отвоевать это звание обратно.

Но мы отвлеклись. Итак, раньше было лучше? И да и нет. 3-ья и 4-ая части успешно развивают идеи оригинала, в который из-за прошедших 18 лет играть довольно трудно. Вернее будет сказать, что раньше было также хорошо, как и сейчас.
Всем спасибо за просмотр и я надеюсь вам понравилось. Если это действительно так, вы можете поддержать нас лайками. Напоминаем, что за тему следующего выпуска «Раньше было лучше» можно предлагать в комментариях. Все ваши предложения мы накопительно собираем в общую таблицу. Не забываем также голосовать в комментариях под видео на YouTube. Самые популярные варианты мы отправим на голосование среди спонсоров канала.

Ну а вы пока не скучайте, на нашем канале ещё много интересных роликов. И не забывайте про наш плейлист «Игровая история», где кроме других частей Раньше было лучше, вы узнаете о лоре игр, истории их создания и развития. Также можете поддержать нас на патреоне или стать спонсором на канале, за что вы получите бонусы. Ну и всем пока.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Zloy Geyzer

0
Гик-мудак, блоггер и автор херовых текстов
Комментарии: 0Публикации: 252Регистрация: 26-07-2018

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *