Home Статьи Кризис идей больших игровых разработчиков: Почему игроделы нагло эксплуатируют культовые франшизы? Часть 1. Blizzard нужны ваши деньги!
Кризис идей больших игровых разработчиков: Почему игроделы нагло эксплуатируют культовые франшизы? Часть 1. Blizzard нужны ваши деньги!

Кризис идей больших игровых разработчиков: Почему игроделы нагло эксплуатируют культовые франшизы? Часть 1. Blizzard нужны ваши деньги!

235
1

Необязательный пролог (в общих чертах о популярных франшизах)

Франшиза может набрать популярность, и стать действительно культовой только в том случае, если соблюдены следующие пункты:

  • Она хорошо проработана.
  • Все ее части четко связаны друг с другом, и гармонично дополнять друг друга.
  • Ее целевая аудитория максимально обширна, чтобы любой мог найти что-то свое и ассоциировать себя с этой франшизой.
  • Она привносит что-то новое, либо напоминает о культовом, но хорошо забытом старом.

Среди вышеприведенных пунктов самым важным является последний. И он особенно принципиален в моем понимании великой франшизы именно на рынке видеогейминга. Так как игры начали создаваться относительно недавно, то спрос с них пока что намного выше (в создании музыки, литературы, или любого другого искусства что-то абсолютно новое придумать практически невозможно, ибо десятки поколений до нас уже все придумали).

Один из самых простых примеров мировой культуры и моды, что все новое – хорошо забытое старое.

Компьютерные игры же прогрессируют и эволюционируют, в них добавляются новые детали, постоянно улучшается графика, геймплей в различных жанрах меняется, как меняется и само понимание жанров. Довольно часто создаются абсолютно революционные проекты. От некоторых еще до их выхода ждут чего-то гениального. Другие «выстреливают» абсолютно неожиданно. Создаются они практически всегда энтузиастами, которые верят в свою идею. И если все сделать правильно, то эти проекты в одночасье дают своим разработчикам всемирную известность, славу, деньги, увековечивают их имена в истории игровой индустрии… И после того, как разработчики создали что-то гениальное, все ждут от них чего-то настолько же прекрасного в будущем… Но не получают этого. Ибо в конце-концов на первый план всегда выходит только заработок. Деньги почти всегда становятся самой главной целью. Все хотят получить гарантированную прибыль с минимальными рисками, и из-за этого браться за что-то новое уже нет желания. Энтузиасты конечно иногда находятся, но часто у них не хватает средств для воплощения своих идей. А те, у кого есть необходимые ресурсы… Что ж, они не любят рисковать.

Blizzard Entertainment

Начнем со всеми любимой компании Blizzard Entertainment (Или вернее будет Activision Blizzard). Стоит напомнить, что когда-то она создавала целые жанры, каждая их франшиза была хитом, а каждый новый продукт совершал настоящую революцию в мире видеогейминга. Diablo, WarCraft: Orcs and Humans, Diablo II, StarCraft: BroodWar, WarCraft III, World of WarCraft. Каждая игра — хит. Каждый проект — огромный качественный скачок в мире видеогейминга. Каждый анонс — гарантия того, что мир увидит что-то новое и прекрасное. В каждом продукте «Метелицы» виделась идея, виделся энтузиазм разработчиков, виделось желание создать что-то прекрасное, виделась работа над постройкой чего-то уникального. И именно этот подход создал для компании мировое имя и репутацию… Репутацию, которая теперь позволяет разработчикам сконцентрироваться на заработке денег. У Blizzard нет новых идей, а если они и есть… Что ж, намного проще заняться тем, что принесет гарантированную прибыль.

World of WarCraft

WoW в свое время перевернул мир видеогейминга с ног на голову

World of WarCraft – в свое время стала чуть ли не единственной ассоциацией жанра MMO-Rpg, после которой все игры казались просто нелепыми клонами WoW. А сейчас это просто бесконечный конвейер дорогостоящих дополнений, который уже почти не привлекает новых пользователей. Эта игра застряла в первом десятилетии XXI века, и в последнее время занимается разве что самоцитированием. Истории в World of WarCraft повторяются все чаще, искать логику в ЛОРе с каждым новым дополнением все сложнее, новые механики не появляются (почти все, что появляется в WoW, уже когда-то было в игре). Фанатам из года в год подсовывают одну и ту же конфету в разных обертках, и они с удовольствием эту конфету покупают. Это приносит стабильный доход, это выгодно. Но это не дает игровой индустрии НИЧЕГО!

Кто бы мог подумать, что Сильвана – это Гаррош v 2.0? Ждем суд, ее похищает дракон времени, переносит в параллельный Азерот… Упс…

Более того, они переиздают World of WarCraft: Classic. Опять же, они даже не пытаются создать что-то новое… Это гениально. Просто бесконечное выкачивание денег. Не нужно ни новых идей, ни неординарных решений, ни интересных ходов, ни новых рискованных проектов. Похоже, после они откроют сервера БК, потом Lich King, и так по кругу. Это даже не стояние на месте. Как бы сообщество не хотело открытия классических серверов WoW, объективно оно приведет только к стагнации, и к пониманию того, что: «А ничего нового делать не надо. Все отлично употребляют старое. Давайте просто переиздадим еще что-то. Риски то минимальны. И ресурсы большие вкладывать не надо. Круто же!».

WarCraft и редактор карт WarCraft III

WarCraft III в свое время был настоящей “Игрой Будущего”

WarCraft III, как и WarCraft II в свое время, совершали настоящие революции в мире компьютерных игр. Они были хэдлайнерами жанра RTS, задали его основы для других стратегий в реальном времени. WarCraft III стал одной из главных причин рассвета и популярности умных игр. Игры, где надо думать, планировать, проекты, которые помогают развиваться, стали популярны именно благодаря творчеству Blizzard.

Редактор карт в WarCraft III – это вообще одна из самых важных вещей своего времени. Сколько энтузиастов могли воплотить свои геймдизайнерские мечты в нем. Да что уж говорить, если этот редактор подарил видеогеймингу целый жанр MOBA-игр, ведь без него не было бы ни League of Legends, ни DOTA 2, ни Heroes of The Storm… SMITE, Paladins… Да этот список можно продолжать невероятно долго. Насколько большое влияние он оказал на современный видеогейминг… Это даже представить сложно, не то, что описать. Но больше на подобное мы рассчитывать не можем, а то: “Вдруг какие-то Valve украдут нашу DOTA, на которую нам было плевать в свое время, и нам снова придется с ними судиться!”

Все современные MOBA игры возникли из созданной в редакторе карт WarCraft III DOTA

И что же в современности? Мы просто получаем WarCraft III: Reforged, и в нем опять не будет НИЧЕГО важного для развития игровой индустрии. Нам просто предоставят перерисованный WarCraft III с обновленными под современные реалии анимациями, текстурами, кат-сценами, и парой обновленных механик… ВСЕ! Опять же, нам преподносят тот же товар в новой обертке, который мы должны купить, и повторно “скушать”, обманывая себя какой-то ностальгией по “старому Варику”.

Заметили закономерность? Blizzard больше не создает начинку, она создает только обертки, все новые, все более яркие, но не меняющие того, что находится внутри. Это попытка нажиться на фанатах. Опять. Она 100% принесет прибыль. 0 риска, значит проект стоит делать. Но я убежден! Никаких новых ощущений, никакого чувства ностальгии WarCraft III: Reforged не даст. Лучше перепройти старый WarCraft III. Суть не поменяется, а ностальгия возникнет с большей вероятностью.

StarCraft: Brood War

StarCraft: Brood War – игра поколений

StarCraft: Brood War – опять же подобная история. Игра стала хэдлайнером жанра RTS, и кроме прочего стала одним из создателей такого явления, как киберспорт. В Южной Корее она превратилась в настоящий культ. Люди посвящали ей всю свою жизнь, и молились на игроков, которые побеждали в больших соревнованиях. Их скорость мысли, реакция, невероятные стратегии. За этим было интересно наблюдать, и очень важно, что этот киберспорт заставлял людей думать. Зрителю хотелось понимать действия игроков, и это давало мотивацию развивать лучшие умственные навыки: восторгаться гениальным решениям киберспортсмена, и ловить facepalm от его упущений. А главное, он заставлял испытывать целую гамму эмоций. Сообщество StarCraft можно было назвать как угодно, но только не «глупым» или«казуальным».

Просто турнир по StarCraft: Brood War по организации наравне с большинством спортивных событий. Даже сейчас такой ажиотаж – редкое явление.

Именно благодаря StarCraft начали появляться действительно крупные турниры и большие киберспортивные организации. Своей страсти к киберспорту можно было не стыдиться. Появились киберспортсмены-звезды, на которых могли ровняться молодые геймеры. Большие компании могли осуществлять капиталовложения в киберспорт. Компьютерные игры популяризировались в широких массах. Тот толчок, который StarCraft: Brood War дал развитию игровой индустрии в свое время, трудно переоценить… А что же сейчас?

А сейчас у нас «мертвая» StarCraft II, которая устарела, и на которую Blizzard откровенно положила большой… кхм… решила не делать ставку. Если с World of WarCraft Blizzard просто «пилит» новые дополнения, пытаясь 10 раз продать тот же продукт, то про свою космическую стратегию они просто забыли. Крупных соревнований проходит мало, под патронажем Blizzard таких соревнований и вовсе почти нет. StarCraft более не самый популярный киберспорт даже в Южной Корее, а про Европу и США даже говорить не стоит. Киберспортсмены массово уходят из StarCraft, ибо это просто невыгодно  тратить свое время на продукт, который неинтересен разработчику! По инерции компания конечно еще выпускает какие-то скины, создает небольшие лиги с мизерными призовыми фондами, но… Это все такая мелочь по сравнению с тем, насколько культовым и значимым был StarCraft когда-то. А о том, как Blizzard “отпраздновала” 20-летие StarCraft даже вспоминать не хочется.

Diablo

В 2000-ых найти геймера, который не играл бы в Diablo 2, было практически невозможно

Ну, на фоне недавних событий тут и писать много не надо. Тема обрела настолько большой ажиотаж, что даже самое лояльное в мире сообщество обрушило весь свой гнев на легендарного разработчика. Diablo I и Diablo II заложили основы жанра RPG. Между первой и второй частями видно то, что мы привыкли называть эволюцией видеогейминга. Почти любая игра в жанре после Diablo может показаться просто ее клоном. Культовость, огромная фан-база, огромный потенциал… А в конце концов мы получаем Diablo III (Если бы не знал, как называется, подумал бы, что это ремастер Diablo II: симулятор фарма опять без кардинально новых идей, просто графика осовременена, и кат-сцены кинематографичны).

Существует ли в мире игра, которую еще до ее выхода ненавидят больше, чем Diablo: Immortal?

О выходе Diablo: Immortal же итак слишком много сказано. Добавлю лишь, что и здесь Blizzard идут ТОЛЬКО по пути того, что принесет большую прибыль. Объективно, разработка Diablo:Immortal не отберет у них много ресурсов (особенно учитывая, что она отдана на аутсорс). Микротранзакции, которые с 90% вероятностью будут в этой игре, принесут огромную прибыль даже если взять только китайский рынок. Что-то накинут с Европы и США, и в итоге получится мега-прибыльный продукт. В результате Blizzard опять не привнесет в игровую индустрию ничего нового, срубит китайских денег, и ее представители довольно будут произносить на сцене следующих BlizzCon`ов: «We are so excited about new mobile games: World of WarCraft, StarCraft III on mobile too, and WarCraft IV on mobile of course!».

Hearthstone

Hearthstone – пример того, что всегда нужно пробовать создавать что-то новое!

Hearthstone – последний проект Blizzard из тех, что действительно повлияли на игровую индустрию, и за который стоит выказать уважение. Тут и говорить нечего. До Hearthstone про коллекционные карточные игры не слышал почти никто, а после Hearthstone разнообразные ККИ начали возникать на рынке компьютерных игр словно грибы после дождя. Они обрели массовость и поклонников по всему миру. Причем большинство выходивших после ККИ просто копировали концепцию карточного проекта «Метелицы».

Новое дополнение, и снова новые механики: Сверхурон, и лоа, которые получит каждый класс. Игра не стоит на месте, хоть некоторые проблемы в игре и не решаются, но на это очень просто закрыть глаза.

Даже сейчас Hearhstone еще не устарел. Причем он действительно потихоньку развивается и меняется. Все время пробуют что-то новое, интересные механики и т.д. Поддержка игры логична и правильна (за исключением некоторых деталей), а ее порт на мобильные платформы вызывает только одобрительную реакцию. Пример этой ККИ дает надежду, что интересные идеи и развитие игровой индустрии – это все еще не пустые звуки для Blizzard. Что в компании есть люди, желающие создать что-то новое и прекрасное. Но надежда эта довольно призрачна. Особенно на фоне последних решений компании.

Overwatch

Overwatch должен был стать чем-то революционным, а в итоге стал одним из многих

Overwatch – Это опять даже близко не попытка создать что-то новое. Игра основывается на популярных в данный момент времени жанрах и призвана, опять же, нажиться на популярности шутеров в реальном времени и MOBA-игр. Да, в ней можно найти что-то новое. Но ни о каком вау-эффекте речи нет. На рынке полно аналогов, которые сделаны не хуже, а киберспортивная модель Overwatch – это и вовсе что-то невероятно странное. У молодых игроков нет почти никаких шансов пробиться на про-сцену. Турниров мало. Регулярная лига по просмотрам проигрывает всем более-менее нормальным конкурентам. Да и spectator-mod в Overwatch ‑ это какое-то извращение. Играть в Overwatch приятно, а вот наблюдать за ним… Если вы не игрок хорошего уровня, то вы не поймете почти ничего из того, что происходит на экране. Более того, все снова завязано на азиатском рынке. Если в команде меньше, чем 4 корейца, она, похоже, обречена на провал, а выкупить места в лиге невероятно сложно и дорого, из-за чего большинство хороших игроков из СНГ и Европы не обладают даже малейшим шансом на игру в этой лиге (так как таких шансов нет и у киберспортивных организаций СНГ и Европы).

Heroes of the Storm

Heroes of The Storm – проект без собственного лица.

Что-что, а HotS показывает отсутствие идей в Blizzard как нельзя лучше. Просто очередная MOBA, созданная на хайпе League of Legends и DOTA2. Да, есть интересные задумки и механики… Но блин, зачем создавать продукт, который заведомо проигрывает конкурентам по ВСЕМ параметрам? Хотите что-то динамичное? У вас есть LoL. Хотите что-то более сложное… Есть DOTA 2. Хотите красивую реалистичную графику…DOTA 2. Хотите мультяшную графику… LoL. Даже движок HotS – это старый движок StarCraft II. Назовешь любую характеристику и получишь аналог, который будет лучше, чем детище Blizzard. Иногда кажется, что у HotS вообще нет ничего своего, абсолютно нет своего лица. Герои, и те просто взяты с других игр Blizzard. Снова таки. НИЧЕГО НОВОГО. Они продолжают вытягивать все соки из того, что создали когда-то.

В один момент Blizzard конечно одумалась. Она буквально полностью переработала HotS в конце 2017 года, выпустив обновление 2.0. Они немного подогнали игру под современные реалии, предоставили игрокам кучу бонусов, освежили геймплей. На том же BlizzCon 2018 Blizzard представила нового героя, который никак не связан с другими вселенными “Метелицы”. Герой уникальный и интересный. Ведь когда в игру например добавляется какой-то Гендзи, ты сразу примерно знаешь, как он будет выглядеть, какие у него будут скиллы и т.д. С новым героем непосредственно из Нексуса все наоборот. Тебе нужно его изучать, и учиться на нем играть. Это интересно, и это нужно. В итоге это все отличные решения. Но кажется, что приняты они слишком поздно. HotS остается проектом без собственной концепции, собственных механик, почти без собственных персонажей и собственных же абилок этих персонажей.

Турнир получился неплохой, но по масштабу очень сильно проигрывает всем конкурентам

Более того и опять же, попытки Blizzard в киберспорт вызывают разве что снисходительную улыбку. Их турниры по зрелищности просто ни в какое сравнение не идут с соревнованиями от RIOT, Valve или Epic Games. На Worlds огромный стадион, набитый людьми под завязку. Турнир идет больше месяца, в разных городах с большим масштабом, и поддержкой правительства стран, в которых он проводится. На The International есть 3D голограммы персонажей прямо на сцене, красивейший трофей, огромное количество зрителей. Отборы проводятся в Европе, США, Юго-Восточной Азии, Китае, СНГ и Южной Америке. Есть масштабные открытые отборочные, в которых может принять участие любой желающий.

Масштаб современного киберспорта. Огромное количество зрителей. Полный стадион. Огромные призовые. Настоящее шоу.

CS:GO, то же самое. Большие зарплаты, кибесрпортсмены— это звезды. Огромные спонсорские контракты, куча контента, большие призовые, освещение матчей на всех заинтересованных уровнях и языках, взаимодействие с фанатами… Смотреть после всего этого финалы турниров от Blizzard правда очень сложно. Контента мало, он не оригинален и скучен, зрителей мало, призовые сравнительно небольшие… Спроси фаната киберспортивной DOTA 2 о чемпионах The International, и ты получишь ответ моментально. Спроси фаната киберспортивной HotS (сначала найди такого), о чемпионах соревнований по HotS. Вряд-ли ты услышишь больше 1-2 самых известных имен.

А В итоге «Метелица» не приносит ничего нового и значимого даже в соревнования по компьютерным играм, хотя и стояла у истоков их зарождения, и создавала HotS как конкурентную в жанре игру именно с прицелом на киберспорт.

Итог

Недовольство в зале BlizzCon еще никогда не было столь явным

В итоге кажется, что кризис идей в Blizzard достиг каких-то заоблачных масштабов. Компания слишком давно не создает ничего нового и значимого. Все, чем пичкают фанатов – это переиздания различных старых игр, которые конечно имеют место быть, но только в том случае, если это не становится основой вашей деятельности. Складывается впечатление, что Blizzard уже нечего предложить. У них нет ни старого энтузиазма, ни желания развивать видеогейминг. Все, что остается — это бесконечно «доить» старые популярные франшизы и их фанатов, но вечно это длиться не может. Со временем поклонников “тех самых” игр не останется, и в итоге может оказаться, что выбранный Blizzard путь это дорога в никуда.

Послесловие

Я люблю игры Blizzard. Я играл во все их проекты  и потратил на них очень много времени, но то, за чем я наблюдаю в последние несколько лет, меня очень сильно расстраивает. Компания Blizzard стагнирует, предлагаемый ею контент все более посредственен. Мотивы деятельности все прозаичнее, а ни о каком развитии игровой индустрии не может даже речь идти. И дело не в том, что “раньше и трава была зеленее, и небо голубее”, нет. Дело в том, что компания, которой доверяют миллионы игроков по всему миру, перестала давать этим самым игрокам качественный продукт…

Но Blizzard не одни такие. Есть в этом мире компании, которые не лучше, или может даже хуже в плане отсутствия новых идей и вечной попытки нажиться на ностальгических чувствах фанатов. В следующих статьях, где я буду развивать эту тему, мы поговорим о игроделах, чьи имена звучат не менее громко, чем Blizzard, но которые также, как и Blizzard, уже слишком давно не предлагали этому миру чего-то нового, и уже слишком сильно присели у “кормушки” своих культовых франшиз.

Не только Blizzard предпочитает “доить” поклонников своих легендарных франшиз

Также мы поговорим о положительных примерах – о компаниях, которые всегда предлагают что-то новое. О тех, кто не стоит на месте, кто дорожит своим именем и двигает игровую индустрию вперед, не боясь оступиться. Да, они тоже имеются, и о них стоит знать. Ими стоит восхищаться, ибо благодаря им индустрия видеогейминга развивается и эволюционирует. За их релизами стоит следить, а их премьер стоит ждать, ибо каждая премьера меняет устоявшиеся нормы видеогейминга, разрушает то, что устарело, и позволяет расти чему-то новому и прекрасному.

Есть в этом мире и разработчики, амбиции которых не ограничиваются заработком денег.

Автор публикации

не в сети 3 часа

Василий Петришин

0
Комментарии: 0Публикации: 201Регистрация: 25-07-2018

Comment(1)

  1. Так а где та часть про компании “положительные примеры”? Просто я таких не знаю — все ААА доят, все хотят денег, у всех игры проходятся быстро и скучно. Чего только стоит недавняя Luney Toons от Warner Brothers с таким донатищем, которое можно в книгу Гиннесса вносить.

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*

Войти с помощью:



Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля